Утиная охота. «Утиная охота» — гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал «на полке» 8 лет

В первые дни нового года я традиционно смотрю старые фильмы. Нет, я их смотрю и не в первые дни тоже, но в начале года — это прямо традиция, ритуал, если хотите, который мне очень нравится. В прошлые годы я таим образом посмотрел Женитьбу и Плохой хороший человек.

Ну а в этом году Отпуск в сентябре — двухсерийный фильм 1979 года по мотивам пьесы Александра Вампилова Утиная охота. Кстати, уже после просмотра узнал, что Женитьбу и Отпуск в сентябре снял один и тот же режиссёр Виталий Мельников. Хотя что-то общее в этих фильмах незримо присутствует, они, конечно, разные.

И почему-то в Отпуске в сентябре (в отличие от Женитьбы) практически отсутствует музыка. Разве что музыка дождя#8230;

Фильм семь лет пролежал на полке и был показан только в 87-м, когда Олега Даля, сыгравшего главную роль, уже не было в живых. Как объясняли, «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже».

На самом деле, я думаю, то, что его не выпустили — совершенно объяснимо и закономерно, ибо фильм крамольный от начала и до конца, поскольку откровенно показывает так называемого среднестатистического советского человека Виктора Зилова, который имея совершенно предсказуемый жизненный сценарий (всё как у всех), пытается чем-то заполнить пустоту, но получается исключительно женщинами и алкоголем.

— Прекрати ради Бога!

— Вот Бога не было. Бога не было! Помнишь, ты сказала мне, что хотела бы со мной обвенчаться? Что ответил я? По моему я ничего не сказал.

В фильме практически нет солнца. Пасмурная погода, сумрак, пустырь за окном, лампочка над столом (ну да, сентябрь же, и они получили квартиру без мебели и, по-видимому, на самой окраине), и этот кажущийся вечным дождь.

По-моему этот дождь никогда не кончится. Будет лить сорок дней сорок ночей. А что, однажды уже так было.

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

  • Кульминацией сюжета является, конечно же, ужин в кафе Незабудка, где собрались все, за исключением супруги главного героя.

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Большой либерал!

Браконьер!

Залпом! Из всех орудий!

Прощай, Витька!

  1. Всё закончилось хорошо: случилось чудо, кончился дождь, поют птички, вот-вот выйдет солнце.

Да здравствует охота! (кто посмотрит, поймёт, о чём я). Ура!!!

С наступившим, друзья!

Достоинства

Читать все отзывы 1

Comments.

Авторизуйтесь для комментирования

Оставить комментарий Оставить комментарийК началу

Смотрите также

  • Примите телеграмму в долг (1979, фильм) Всё-таки умеют простые советские фильмы так запасть в душу, что лихонаверченным западным драмам и не снилось#8230; удивительный фильм!+скриншоты Может, я такой сентиментальный любитель советского кино, но этот фильм мне действительно очень запал в душу. Хотя никаких рукозаламываний в нём нет, лихих блокбастерных поворотов сюжета тоже, и любовных приторных соплей тем более.
  • Про то, что ж такое есть украинское село и украинская душа#8230; Хочется поклонится до земли Ивану Мыколайчуку за такую работу — он выступил и режисером, и актером, и композитором. Согласитесь ,редкое сочетание.Богатый актерский состав. Те, кого сейчас называют звездами, ни в какое сравнение не идут с артистами той эпохи.
  • Тэсс / Tess (1979, фильм) Запомнишь ты этот праздник со мною. Если ты не стоял на краю, значит ты не поймешь меня никогда. 今日は (конничи-ва)! Находясь под впечатлением от прочтения романа Томаса Харди Тэсс из рода Д'Эрбервиллей: чистая женщина, правдиво изображенная, пересмотрела все экранизации, которые имелись на русском языке. Одной и является Тэсс Романа Полански с Настасьей Кински в главной роли.
  •  Период непризнания  — период действенного творчества. С момента признания — почтенное место в истории.(с) Попался мне в какой-то подборке фильмов об ученых. Я, вроде бы, даже и не знала о ком будет кино.) Так просто решила глянуть. Оказалось, что это кусочки биографии Циолковского (отца, так скэть, космонавтики). Только про науку здесь почти ничего. В основном, о его частной жизни.
  • Аллегро с огнём (1979, фильм) Прекрасный фильм о войне. Мы забываем, каким должен быть настоящий военный фильм. А зря#8230; Сейчас не часто увидишь кинофильмы советской эпохи. Да и как же иначе, если новый кинематограф шлепает картины на потоке на любой вкус и жанр. А зря, в то время порой снимали действительно шедевры. Картина Аллегро с огнем 1979 года из их числа.Тяжелое и горячее лето 1941 года.
  • В конце фильма даже всплакнул#8230; Считаю, по драматургии и эмоциям вторая часть посильнее первой. Смотрел фильм как будто в первый раз! Всем здравствуйте! Предыдущий мой отзыв был посвящён первой части про Рокки Бальбоа . А в этом хочу рассказать о следующей картине, посвящённой герою Сильвестра Сталлоне. О впечатлениях от произведения чуть ниже, а пока вкратце расскажу об основных моментах сюжета.
  • Отпуск в дикой природе / Holiday in the Wild (2019, фильм) Рождественская сказка по-африкански: если Вам немного за и жизнь зашла в тупик, бросайте все и бегите в саванну. Там ждут! Очень люблю Кристин Дэвис еще со времен Секса в большом городе . Да, у нее почти всегда одно и то же амплуа — немного рассеянная и трогательно-забавная самаритянка, которая семенит туда-сюда и печётся за мир во всем мире.
  • Дождь в чужом городе (1979, фильм) Она искренне полюбила, а он безжалостно разбил её сердце и разрушил её жизнь#8230;❤️ Пронзительное кино о любви, от которого «болит душа»…⚘ Привет всем!   В начале своего отзыва хочу привести мудрые старинные пословицы. Ибо они очень точно подходят к кинофильму, мнением о котором я хочу поделиться.
  • Название у него вообще не по теме фильма. Сначала я подумала что фильм В Париж! — это кинокомедия (начала смотреть по телевизору в эти выходные — спонтанно и без начала, увидела как общаются отец и сын -так жизненно, как и бывает — и юмор и злость и обида и воспитательные моменты), но по мере развития сюжета начинали волосы шевелиться на…
  • Популярные отзывы
  • Элиста'88. Как умирали дети от СПИДа в СССР (2020, фильм) СССР. 1988 год. Из-за халатности врачей 76 детей были заражены ВИЧ. Фильм-расследование о первой массовой вспышке ВИЧ/СПИД в советском союзе Приветствую! Не так давно мне на Ютубе попался документальный фильм Элиста'88. Фильм-расследование, который затрагивает одну из самых серьезных тем в современном мире. История эпидемии, и к чему приводит безразличие и халатность людей.
  • Мужик по очереди вылюбил чужую семью: сына, дочь, мать, отца и служанку#8230; Я кричу в этом зоопарке. Классика итальянского кинематографа К своему стыду, я никогда раньше не видела ни одного итальянского фильма, а для того кто именует себя киноманом это не простительно. Первое впечатление после просмотра шок. Что это вообще такое было?
  • Мелисса: Интимный дневник / Melissa P. (2005, фильм) А все ли подростки делают это? К чему приводит буйство гормонов и желание быть взрослой. Фильм, основанный на реальных событиях. Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать о фильме Мелисса: интимный дневник. Фильм основан на реальных событиях, происходивших в жизни Мелиссы Панарелло (девушки-подростка из Италии).
  • Теперь я знаю про рынок шкур и его товар. Про то, что девственность можно продать за 1 миллион 200 тысяч евро и другие расценки «лохматого товара». Привет! Сегодня по телевизору посмотрела один документальный фильм с двусмысленным названием. Сначала думала, что в фильме будут про шубы рассказывать, но не тут то было!   Название Рынок шкур. Жанр Фильм относится к документальным.
  • Минимализм. Документальный фильм о важных вещах (2015, фильм) Из шопоголика в минималиста, как просмотр документального фильма от Netflix изменил мое отношение к вещам и помог больше не совершать бездумных покупок. Всем привет! Как часто мы тратим деньги на бесполезные вещи, только потому что увидели у кого-то или где-то? А быстро ли о них забываем и как часто копим хлам не задумываясь о том, что кому-то это вещь будет нужнее?
  • Из отличницы в порнозвезду (2017, фильм) Реальная история, о девушке которая всесто усердной работы пошла сниматься в порнографии и стала зарабатывать миллионы. Справедливо? Правильно? Идея о том, что в новом поколении настолько трудно работать и всё дорого, что легче зарабатывать грязные деньги Привет всем, сегодня хотела бы сделать рецензию на фильм «Из отличницы в порнозвезду». Этот фильм основан на реальных события.Фильм даже не просто основан на реальных событиях, он является полностью биографическим.
  • Парни не плачут / Boys don't cry (1999, фильм) У неё не было пениса, но эти мерзавцы захотели проверить. Реальная история преступления, в которое невозможно поверить#8230; После просмотра этого фильма вам может стать физически плохо, я не шучу. Та самая ситуация, когда в подобное зверство просто отказываешься верить, ведь сумасшедшее преступление отображённое здесь во всех красках, основано на реальных событиях.Девушку, которая успешно притворялась парнем убили и…
  • Напряженная интрига, 18+, страсти и ужасы супружеской жизни. Муж тиран, или неправильная жена? И что в итоге получится с этой снежной трагедии? Приветствие. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от просмотренного мною фильма-то ли триллера, то ли ужаса, а скорее-и того и другого вместе. Этот жанр-мой любимый и я часто выбираю фильмы для просмотра именно из этого разряда.
  • «Фем.doc. Репродуктивное насилие» (2021, фильм) Фильм обнажил старую рану. Репродуктивное насилие чуть не довело меня до самоубийства. Потеряв ребёнка, я почувствовала себя ещё более никчемной, чем считала раньше. Добрый день! Тема репродуктивного насилия мне близка непонаслышке, хотя раньше я даже не понимала, что это такое и что это считается насилием. Считала, что так и должно быть.

Утиная охота: 8 прочтений пьесы Александра Вампилова в театре и кино

Лучшая пьеса Вампилова (и вообще одна из самых знаменитых советских пьес) до сих пор считается неоткрытой, неразгаданной. Написанная в 1967 году, впервые поставленная в 1976-м, она прозвучала тогда как история о потерянном поколении, чьи зрелые годы выпали на эпоху застоя с ее ложью и лицемерием.

С тех пор все вглядываются в главного героя, пытаясь понять, чего же все-таки больше в Зилове — пустоты или скрытой драмы, цинизма или восприимчивости, честности или конформизма. Ведь грехов за ним числится более чем достаточно: изменяет жене, морочит голову случайной подруге, работу воспринимает как пустую трату времени и даже смерть отца превратил в какой-то фарс#8230;

И все же есть в этом сомнительном типе что-то неотразимо привлекательное.

2017 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Евгений Марчелли, в роли Зилова — Иван Янковский, его друг Дима — Сергей Кемпо, подружка Ирина — Дарья Мельникова, жена Галина — Кристина Асмус

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Сергей Кемпо, Иван Янковский и Дарья Мельникова, сцена из спектакляЛау­реат премии Золотая Маска, художественный руководитель ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли, который на днях представит новую Утиную охоту в Театре Ермоловой, решил буквально следовать ремарке Вампилова, на которую раньше, кажется, никто не обращал внимания: Зилову около 30 лет. Примерно столько же и его жене Галине, и приятелям. Марчелли поставил спектакль об этом особом возрасте, когда человек все еще, как и в 20, живет под властью инстинк­тов, но уже многое успел натворить. К 30 годам за его плечами — измены, разводы, предательства. Он не нравится самому себе, но так и не понимает почему. Зрелость придет позже. А пока ему просто все надоело. В соответствии с замыслом в спектакле играют молодые актеры: Зилов — 26-летний Янковский.

Эту роль играли Даль, Ефремов, Хабенский, Цыганов и отчасти дедушка (Олег Янковский. — Ред.) — в фильме Полеты во сне и наяву. Этими работами я и вдохновлялся. Волновало меня и то, что этот герой всегда актуален, он вечен. Ведь то, что происходит в пьесе, сегодня очень узнаваемо, — рассказал HELLO! Иван Янковский

1979 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Владимир Андреев, он же сыграл Зилова, в роли Ирины — Татьяна Аргунова

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Владимир Андреев и Татьяна Аргунова, сцена из спектакляВладимир Андреев открывал Москве произведения Вампилова: еще в первой половине 70-х в Театре им. М. Н. Ермоловой, которым он руководил, вышли Старший сын и Прошлым летом в Чулимске, а позже появилась и Утиная охота. В Зилове, каким его играл Андреев, было много от героев Достоевского: ему тоже было все позволено. Вместе с тем в нем ощущалось глубокое одиночество. Как говорил режиссер в интервью в связи с драматургией Вампилова, у каждого из нас есть отсеки одиночества, от которых никуда не убежишь. Зилова Андреев играл долго: он выходил на сцену в этой роли 300 раз.

1979 год, МХАТ, режиссер Олег Ефремов, он же сыграл Зилова, в роли Галины — Ия Саввина.

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Ия Саввина и Олег Ефремов, сцена из спектакляКогда вышел этот спектакль, художественному руководителю МХАТа было уже 50, поэтому его герой не переживал кризис среднего возраста, а подводил итоги всей своей жизни. Ре­жис­сер Анатолий Эфрос так писал об Олеге Ефре­мо­ве в этой роли: Ефремов до предела бесстрашно играет Зилова. Он его выворачивает перед нами со всеми потрохами. Без­жа­лостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться. В Утиной охоте он как бы втягивает вас в трагизм своей роли.

2002 год, МХАТ им. А. П. Чехова, режиссер Александр Марин, в роли Зилова — Константин Хабенский, в роли Ирины — Ольга Красько.

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Константин Хабенский и Ольга Красько, сцена из спектакляЭту роль Хабенский сыграл на волне своей только возникшей всенародной популярности — после того, как его старшего лейтенанта Плахова из сериала Убойная сила полюбила вся страна. Зилов стал первой его ролью во МХАТе и напоминал многих героев Хабенского тех лет: был обалдуем, который постоянно очаровывался новыми жизненными впечатлениями, но на которого совершенно невозможно было положиться. Сердиться на обаятельного Зилова не хотелось: казалось — ну подумаешь, он много пьет (немалую часть сценического времени актер изображал похмелье), путается с женщинами, но кто из нас без греха?

2010 год, Другой театр, режиссер Павел Сафонов, в роли Зилова — Владимир Епифанцев, в роли Галины — Ольга Ломоносова

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Владимир Епифанцев и Ольга Ломоносова, сцена из спектакляОдин из самых брутальных актеров нового поколения, Владимир Епифанцев (в юности в своих режиссерских опытах по Шекспиру он заливал сцену реками бутафорской крови и рычал как дикий зверь) и в роли Зилова остался харизматичным и подчеркнуто мужественным. Его герой был настоящим мачо. Этого Зилова легко было представить тягающим железо в спортзале или с оружием в руках, а в том, как он вел себя с женщинами, виделось что-то животное. Сам актер говорил про Зилова: Сейчас на сцене полно милых обаяшек, их полюбить легко. А вот такого человека полюбить трудно.

1979 год, фильм Виталия Мель­никова Отпуск в сентябре с Олегом Далем в главной роли

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Образ Зилова — шедевр Олега Даля, роль, сыгранная так, будто он угадал мельчайшие нюансы характера своего героя Экра­ни­зация Утиной охоты была снята в 1979 году, но пролежала на полке восемь лет — и вышла на экраны только после смерти Олега Даля. Зилов стал одной из лучших ролей Даля, артиста, который, как никто другой, умел создать образ плохого хорошего человека.

1982 год, фильм Романа Балаяна Полеты во сне и наяву с Олегом Янковским в главной роли

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Олег Янковский в образе героя — вариации на тему Зилова Стоит отметить, что пьеса Вампилова оказала огромное влияние на искусство: тип неприкаянного, рефлексирующего героя стал знаком времени. Главный герой картины Балаяна, 40-летний Сергей Макаров, был парафразом Зи­ло­ва. Он тоже болтался меж­ду небом и землей, между старой любовью и новой и тоже никак не мог понять себя.

2015 год, фильм Рай­ские кущи Александра Прошкина с Евгением Цы­га­но­вым в главной роли

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова в фильме Райские кущиЕще одна киновариация на тему Утиной охоты. В этой истории Зилов стал дизайнером, проживающим в элитном комплексе Рай­ские кущи. Герой цинично обслуживал интересы местного олигарха и мучительно выяснял отношения с женой, которую действительно очень любил (ее сыграла Чулпан Хаматова). В финале Зилов Цыганова все-таки отправляется на охоту, но погибает точно так же, как сам Александр Вам­пи­лов: от разрыва сердца, едва доплыв до берега после того, как перевернулась лодка.

Справка: Александр Вампилов родился в 1937 году в семье педагогов. Отец был репресси­рован и расстрелян. Детство Александра прошло в поселке Кутулик Иркутской области. В 1955-1960 годах учился на филфаке Иркутского университета, в 1964-м закончил свою первую большую пьесу — Прощание в июне. 17 августа 1972 года, в возрасте 34 года, погиб во время рыбалки на озере Байкал.

Александра Машукова

Лучшие фильмы по пьесам советского драматурга Александра Вампилова

Наталья СеребренниковаОпубликовано 17 Авг 2013, 02:38 МСК

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

17 августа 1972 года, ровно за два дня до своего тридцатипятилетия, на озере Байкал, у истока Ангары трагически погиб талантливый советский драматург, прозаик, публицист Александр Вампилов – перевернулась моторная лодка. У места гибели, на берегу озера недалеко от поселка Листвянка писателю, чьи произведения изданы на 20-ти языках, установили памятник.

Александра Вампилова называют последним русским драматургом. Своим творчеством он во времена тихие, застойные призывал современников не допустить в жизнь равнодушие, отсутствие нравственных основ — «зиловщину» (термин предложенный другом и сокурсником Александра Вампилова – Валентином Распутиным по имени одного из героев пьесы Александра Валентиновича «Утиная охота»).

Вампилов первый, кто ярко нарисовал героя социалистического общества времен застоя – разочаровавшегося во всем, завравшегося в первую очередь самому себе человека. И, в противовес образам потерянных мужчин, как прекрасны, чисты и достойны «вампиловские женщины»!

Пьесы Александра Валентиновича идут уже много десятилетий во всех театрах страны. Во дворе Московской  «Табакерки», в Иркутске перед зданием Драматического театра и еще в нескольких городах ему установлены памятники.

По пьесам Вампилова снято 15 фильмов. Первый вышел на экраны через три года после его смерти. Тогда же зрители узнали и полюбили выдающегося, уже погибшего драматурга. Давайте сегодня, в день памяти Александра Вампилова, вспомним лучшие из них.

  • «Старший сын»
  • Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет
  • К моменту выхода на экраны мелодрамы выдающегося мастера советского кинематографа Виталия Мельникова, пьеса «Старший сын» одновременно  шла в 44 театрах страны.
  • Фильм — шедевр, в главных ролях мегазвезды страны — Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова, Наталья Егорова.
  • Два случайно познакомившихся молодых человека  Владимир (Караченцев) и Семен по прозвущу «Сильва» (Боярский) опаздывают на электричку (они поехали провожать девушек и вышли за ними на станции, в надежде что те пригласят их домой, но приглашения не получили).

Ночевать негде, уехать не на чем, очень замерзнув, стучат в первый попавшийся дом, решая разыграть открывшего им пожилого человека – добрейшей души провинциального музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова (гениальный Е. Леонов).

Владимир объявляет себя внебрачным Сарафановским сыном, во что простой и добрый Сарафанов, воспитавший один сына и дочь с радостью верит. И принимает проходимцев как родных в своем доме.

Владимир, у которого совесть еще присутствует (он вырос без отца и его удивляет трогательное отношение простодушного человека), не хочет своим внезапным исчезновением нанести рану Андрею Григорьевичу, который нисколько не сомневаясь уже зачислил его в члены своей семьи. К тому же Владимиру очень сильно нравится его «сестра» Нина. Зашедший в тупик молодой человек не знает что делать.

Ситуация неожиданно разрешается когда Сильва, приударивший между делом за соседкой Сарафанова прибегает без штанов – влюбленный в Наталью (С. Крючкова) малолетний сын Андрея Григорьевича бросает в окно зажженный коробок хозяйственных спичек.

Подлый и мелочный Сильва простить штаны Васеньке Сарафанову (В. Изотов) никак не хочет и требует немедленной компенсации. На что Владимир выставляет Сильву за дверь. Перед тем как уйти Сильва в злобе рассказывает всем про розыгрыш из-за ночлега.

Владимир, не имея сил больше обманывать, подтверждает слова Сильвы.

Но Сарафанов, своим любящим всех сердцем уже принял Владимира и ни за что не готов с ним расстаться. Он объявляет, что они – семья.

«Отпуск в сентябре»

Утиная охота. Утиная охота - гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал на полке 8 лет

Еще один шедевр Виталия Мельникова. Лучшая роль Олега Даля. Пьеса Вампилова «Утиная охота».

Фильм восемь лет (до самой перестройки пролежал на полке) и вышл на экраны уже после смерти Олега Даля.

Циник, выпивающий по причине «неудавшейся жизни», регулярно изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине (И. Купченко), Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в этот момент? Звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.

Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании. Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой работе.

Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными, меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную основу жизни без которой все – ничто. Небесталанный Зилов — человек аморальный, потерявший  ориентиры и от этого бесконечно страдающий, непонимающий что же с ним происходит.

Не имея возможности разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.

«Валентина»

Экранизация пьесы «Прошлым летом в Чулимске» режиссера Глеба Панфилова.

Бездуховный, пьяный застой в захалустной, забытой всеми глухой сибирской деревне. Где жители на фоне абсолютного падения нравов не заняты ничем, кроме как убиванием времени – лишь бы день прошел; усталые и равнодушные ко всему влачат жалкое, смахивающее на полуживотное существование.

Таков и персонаж Родиона Нахапетова – следователь Шаманов, в которого влюблена 19-ти летняя героиня Дарьи Мороз – Валентина.

Эта девушка, своим стойким характером как последний оставшийся солдатик еще пытается воевать со всеобщим бездушием и безнравственностью, упорно  «восстанавливая штакетины в разрушаемом палисаднике», уверенная, что спастись от страшного тотального отупения можно только ежедневным честным трудом.

Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны

Съемки фильма «Старший сын» запретили, но киногруппа нашла выход из положения, сняв картину инкогнито. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Студент Владимир Бусыгин и его случайный приятель Семен Севостьянов по прозвищу Сильва, провожая девушек за город, опаздывают на последнюю электричку. В чужом городке они пытаются напроситься на постой, но тщетно.

Владимир неожиданно придумывает авантюрный план: войдя в дом к чужим людям, представиться внебрачным сыном хозяина жилья. Пока до утра во всем разберутся, для него и Сильвы будет и ночлег, и ужин. Тем более что Андрей Сарафанов, к которому они забрели, человек добросердечный, доверчивый и поверил в свое отцовство.

Молодые люди не учли, что розыгрыши, основанные на родственных чувствах, могут привести к непредсказуемым последствиям.

Любите, пока живой

Александр Вампилов

Драматург Александр Вампилов — недооцененный при жизни автор. Пролетел как комета, погибнув в 1972-м, в 34 года, на озере Байкал. Он оставил после себя 8 замечательных пьес, постановка которых при жизни автора была запрещена в Москве.

Очень уж сомневающиеся то ли в себе, то ли в социалистическом строе персонажи его произведений пугали театральных чиновников. Признать Вампилова состоявшимся советским литератором боялись: а вдруг что-нибудь антисоветское выкинет.

Но после смерти драматурга все его работы потоком хлынули на центральные сцены страны, в главные театры СССР! Теперь, мол, уже можно. От мертвого не приходится ждать подвоха.

Отрадно, что при жизни его ценили на родине, в Иркутске. Там в местном театре инсценировали его произведения, печатали в журнале «Ангара».

Интересно, что первую постановку пьесы Вампилова — она называлась «Прощание в июне» — осуществил белорусский режиссер Вадим Допкюнас в 1966-м.

Чтобы на сцене появилось выдающееся произведение «Утиная охота», его перевели на латышский и поставили в Латвийском национальном театре в Риге.

Пьеса «Старший сын» написана в 1965–1967 годах. В 1970-м Вампилов доработал ее для издательства «Искусство», где она вышла отдельной книгой. Ее поставили в Иркутске и Риге.

Виталий Мельников

Когда режиссер Виталий Мельников в 1974-м предложил произведение для экранизации на «Ленфильме», столкнулся с неожиданной реакцией руководства: театрам позволили брать пьесы Вампилова, а по линии кинематографа такого разрешения не поступало! Целеустремленности режиссеру было не занимать.

Он научился обходить острые углы цензуры уже в первой своей самостоятельной картине «Начальник Чукотки» (1966). При студии существовало Творческое объединение телевизионных фильмов. Это своего рода государство в государстве.

Там не противились съемкам Мельникова, но боялись, что, когда группа начнет строить декорации «Старшего сына» в ленфильмовских павильонах, мелькать перед глазами начальства, производство могут закрыть в любой момент.

Поэтому к согласию на выпуск кино прилагалось условие: выделим бюджет, технику, но снимайте где угодно за пределами киностудии, что называется, не отсвечивайте. Снимите хорошо — победителей не судят.

Счастливый билет

В роли Сарафанова режиссер видел только Евгения Леонова. Поездом отправился в Москву на разговор с ним. Беседа состоялась за кулисами «Ленкома», где работал актер. Евгений Павлович не читал материал, а когда ознакомился, пришел в восторг от предложения. В письме сыну он называл своего персонажа святым, возможно, из прошлого или из далекого будущего.

У Николая Караченцова до «Старшего сына» были проходные эпизоды в кино, роли комсоргов, ничего существенного. Мельников заметил его, просматривая архив кинопроб к другим лентам, и больше никому роль Бусыгина не предлагал. Рисковал, конечно.

Молодой Караченцов всё равно оставался для режиссера темной лошадкой. А вот утверждая Михаила Боярского на роль приятеля Бусыгина по кличке Сильва, Виталий не колебался. Он знал модника с гитарой из известной ленинградской актерской семьи.

По сути, Михаилу требовалось сыграть самого себя — пижона из начала 1970-х!

О персонаже Светланы Крючковой в записках Вампилова сказано: «Девушка, которая ждет случая». Попробовать себя в роли Натальи Макарской Светлана приехала из Москвы. После фильма «Большая перемена» она работала в МХАТе, ее узнавали.

Целью, по признанию актрисы, была не кинопроба, а оплаченная киностудией поездка в Ленинград, где она мало бывала.

Но так вышло, что, приехав, она осталась в городе на Неве на всю жизнь, выйдя замуж за оператора-постановщика картины Юрия Векслера, родившегося в семье знаменитого художника-постановщика из БССР Абрама Векслера.

Боярский, Крючкова, Караченцов — все они в полной мере использовали счастливый билет, которым стала эта лента. Идеальными не назовешь актерские судьбы двух других участников проекта. Дочь Сарафанова Нину сыграла Наталья Егорова.

В ее фильмографии сотни ролей, но советской кинозвездой ей стать так и не удалось. Трагически сложилась судьба Владимира Изотова, получившего роль сына Сарафанова Васеньки. Доверившись мошенникам, он лишился квартиры, ушел из профессии, бомжевал.

Никто не знает его дальнейшей судьбы.

Аплодировали стоя

В связи с тем, что декорации квартиры Сарафанова на «Ленфильме» строить запретили, художники подыскали выселенный, готовый к сносу дом в пригороде Ленинграда. Художники и реквизиторы оформили помещение, превратив его в жилое. Там и снимали.

В одном из интервью Михаил Боярский посетовал, что Караченцов в тот период не употреблял спиртных напитков, хотя будущий д’Артаньян предлагал ему выпить как в рабочее, так и в свободное время. Но Николай стойко держался. Поэтому нельзя сказать, что молодые дарования стали товарищами. Так, знакомцами. Зато творческий процесс шел шикарно в силу небольшого числа действующих лиц.

Актеры собирались с режиссером, обсуждали сцены, каждый мог вносить свои предложения по строительству эпизодов. Принимали те варианты, которые коллегиально считали удачными. Евгений Леонов подсказывал молодым сотоварищам, делился хитростями и приемами.

Например, Боярскому посоветовал не слушать внимательно рассказ Сарафанова об оркестре, а на фоне его монолога шарить глазами по комнате, будто смотреть, что может ему пригодиться. Разве Сильве про оркестр может быть интересно? Леонов вошел в азарт. А еще в сердцах большинства участников процесса жила любовь.

Как раз в съемочный период кроме Светланы Крючковой и Юрия Векслера Михаил Боярский побывал в загсе с Ларисой Луппиан, а Николай Караченцов женился на Людмиле Поргиной. Браки оказались крепкими.

Хоть фильм снимался для показов по ТВ и не был рассчитан для кинопроката, режиссер устроил премьеру в московском Доме кино. Специально подгадал ее к дням, когда в Москве проходил съезд Сибирского отделения Союза писателей СССР.

В зале присутствовали коллеги и земляки Александра Вампилова. Зрители аплодировали стоя, овации не утихали. Руководству «Ленфильма» пришлось принять готовую ленту.

Впервые она демонстрировалась в ТВ-эфире 20 мая 1976 года, 45 лет назад! Картина получила приз Интервидения и приз за лучший сценарий в разделе драматических произведений на XIII Международном фестивале телевизионных фильмов в Праге.

В 1979-м Виталий Мельников снял еще одну картину по пьесе Вампилова «Утиная охота». Ленту назвали «Отпуск в сентябре». До 1987-го она была запрещена к показу и пролежала на полке.

  • Еще материалы рубрики:
  • «Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену
  • «Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»
  • Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку
  • С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма
  • «Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта

Евгений Цыганов отправился на «Утиную охоту»

Героев нового фильмаАлександра Прошкина зовут так же, как героев известной пьесы Вампилова: Зилов, Галина, Саяпин, Вера. Но картина будет кардинально отличаться от пьесы, а Зилов в исполнении Евгения Цыганова ничуть не похож на героя Олега Даля из «Отпуска в сентябре». КиноПоиск побывал на съемках проекта студии «Талан» и узнал подробности.

В десяти километрах от Московской кольцевой автодороги кинематографисты обжили недавно построенный и еще не заселенный модный жилой комплекс (малоэтажные дома с аккуратными балкончиками, зеленые лужайки, охраняемая территория). В пустой квартире с неотштукатуренными стенами устроили буфет, еще в одной квартире двумя этажами выше художники уже сделали ремонт и руководят расстановкой мебели и техники.

В «Утиной охоте» Вампилова главный герой — сотрудник бюро технической информации Зилов — получал по протекции начальства квартиру в новом типовом доме. Казалось бы, предел мечтаний советского человека.

Но эта квартира не приносила ему счастья. Расставшись с женой, устроив сцену перед сослуживцами в ресторане, он в финале пьесы, перед поездкой на долгожданную охоту, едва не кончает жизнь самоубийством.

Александр Прошкин и сценарист Александр Родионов перенесли действие «Утиной охоты» в наши дни, и Зилов стал айтишником, обслуживающим сайт крупной компании, входящей в огромный холдинг. От компании ему дается сертификат на ту самую квартиру. Попадая в мир жителей элитного комплекса, он постепенно втягивается в круг небожителей и вынужден врать, чтобы остаться в нем.

«Поначалу я упорно сопротивлялся предложению экранизировать эту замечательную пьесу. Она очень известна.

Она породила целое направление в театре кино, начиная с картины Балаяна с Янковским, заканчивая фильмом моего любимого ученика Саши Велединского про пьющего географа. Все они навеяны текстом Вампилова, его интонацией.

Я не понимал, зачем это делать, — рассказал КиноПоиску Александр Прошкин. — Согласился я только с тем условием, что мы сделаем современную транскрипцию этой пьесы, с диалогом времен.

Характеры, конечно, трансформированы этим временем, и Зилов у нас совершенно другой. Он милый и обаятельный человек, который пытается легко жить, но в то же время ощущает, что проживает жизнь попусту. В конечном счете это история любви двух людей — Зилова и его жены Гали».

В роли Зилова Прошкин изначально видел только Евгения Цыганова. «Колебаний у меня не было. Мне кажется, в нем есть этот „Зилов сегодня“. Зилов всегда немножечко загадка. Внутри у него какая-то тайна, которую мы не можем понять. Он хочет жить чувством и без любви считает жизнь пропащей.

Это очень русский интеллигентский архетип, который существует во все времена. Человек ведь меняется очень медленно, столетиями. Вампилов зацепил что-то очень существенное в русском характере.

Многие почему-то воспринимают этого персонажа пародийно-отрицательным, а я вижу в нем символ мятущейся русской интеллигенции, которая не может до конца реализоваться, жить по совести, как хотелось бы», — делится Прошкин.

Цыганов говорит, что «Утиная охота» Прошкина и Родионова — самостоятельное произведение, фантазия на тему вампиловского текста: «В Щукинском училище было такое упражнение — этюды к образам.

Это когда человек играет Ричарда III, но не текстом Шекспира, а своими словами, фантазируя, например, как Ричард III готовит яичницу или качается на качелях. Так и здесь.

Мы можем позволить себе все что угодно, лишь бы это попадало [в образ]».

У пьесы Вампилова «Утиная охота» была сложная судьба. Ее долго отказывались печатать, подвергали цензуре и даже называли антисоветской из-за эксцентричного и непонятного поведения главного героя.

В 1987 году на телеэкраны вышла двухсерийная картина Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», до этого почти 10 лет пролежавшая на полке. Главную роль в ней исполнил Олег Даль.

На сцене столичного МХТ вампиловского героя долго играл Константин Хабенский, и впоследствии его роль в «Географе» многие сравнивали именно с образом Зилова из того спектакля.

«Есть текст пьесы, есть фильм Мельникова. Наверное, когда говорят про Зилова, все помнят именно героя Олега Даля, да и пьесу-то мало кто читал. Но у нас какая-то третья история. Александр Анатольевич хочет, чтобы наш Зилов был ближе к фигуре автора, к самому Вампилову, — объясняет Цыганов.

Я понимаю, что Зилов вампиловский и герой нашего сценария являются однофамильцами. У них есть схожая история: жена, девушка, работа, сослуживцы. Но у нас другое пространство, другой текст, другой юмор, другие акценты».

Для Прошкина Зилов — человек, которому просто нравится жить, в отличие от потерянного, зашедшего в тупик героя Даля, говорит Цыганов.

Когда КиноПоиск приехал на площадку, снимали сцену отъезда Зилова и Димы (Виктор Немец) на охоту. Финал тоже будет сильно отличаться от вампиловского. «Для Зилова охота — побег из круга лжи.

Охота, небо, вода, утки — здесь нет пространства для вранья. Наша история — история героя, который в жизни наделал много ошибок, часто оступался, но заплатил за это.

Судьба сама подтолкнула его к такому финалу», — рассказывает режиссер.

Съемки «Утиной охоты» стартовали в середине октября и продлятся до 22 ноября. На экранах картина должна появиться в 2015 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

SQL - 68 | 0,311 сек. | 14.46 МБ